Размышления о патриотизме и религии
Jun. 8th, 2016 12:25 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Главными доминантами на Западе являются уважение (вера) к закону и собственности. В России - справедливость и Государство, уважение к власти.
В соответствии с этим различается и патриотизм. Когда он наиболее проявляется? Разумеется, в войне.
Патриотизм призывает защищать.
Что защищали в Риме? Алтари и очаги. То есть религию и собственность.
Что защищает западный человек? Свою страну - самую юридически грамотную, и свою собственность. Собственность - скорее всего на первом месте.
Что защищает русский человек? За что он идёт в бой? За Государя и идею справедливости.
Справедлива защита своей земли, уничтожение врага. Собственность уже вторична. Первична именно справедливость.
Это утверждение кажется спорным. Однако вспомним немаловажные эпизоды времён Великой Отечественной: местные жители подкармливали пленных немецких солдат, протягивая им еду через проволоку. Немцев это и изумляло, и растрогивало - как представителей иного менталитета. Казалось бы, это делалось из жалости. На самом деле, нет. Немец повержен, лишён оружия, находится за решёткой. Он безопасен, и своё возмездие уже получил. Справедливость восторжествовала. Теперь к нему можно отнестись по-человечески. Русское понятие справедливости почти всегда включает в себя милосердие (см. тексты внизу по ссылкам).
Совсем не то по отношению к немцу с оружием в руках, на поле боя. "Пусть ярость благородная..." Именно благородная, то есть отражающая Высшую справедливость. В лучшей песне, написанной про войну, ничего не сказано про собственность. Русский сражается ЗА ИДЕЮ. В песне это говорится прямым текстом: "Дадим отпор душителям всех пламенных идей". Ещё сказано про поле и про землю. Всё. Про родной дом или село - ни единого слова. Ни слова про родных - отца, мать, жену и детей. Между тем, когда хор с оркестром исполняли эту песню на вокзале, то солдаты, отправляемые на фронт, просили спеть второй и даже третий раз.
Не правда ли странно, чтобы западный человек пошёл в бой умирать за Ангелу Меркель, Франсуа Олланда или Барака Обаму? Он идёт в бой за свою собственность и идеалы демократии, причём собственность - на первом месте. А для русского вполне нормально идти в бой за Сталина или Царя. За путина тоже пойдут в бой.
Было множество случаев, когда американские воины, между боями, обсуждали, какие купят дом и машину, когда война закончился. И при встрече на Эльбе они показывали нашим солдатам не только фотографии своих жён и детей, но и своих домов.
Для русского человека характерны совсем другие мечтания. Прежде всего - как он вернётся в родное село. Песня "Враги сожгли родную хату" берёт за душу именно потому, что все понимают: солдат - герой и победитель - возвращался с войны именно к родным. Они первичны перед сожжённой хатой. Если они были бы живы, то имелся стимул отстраиваться заново. Но немцы расстреляли и его близких. Жизнь потеряла смысл: "Куда пойти теперь солдату?"
Но идём далее. Важно то, что образы Путина и Сталина как бы сливаются в сознании многих русских. Начнись война, на танках будут писать оба имени. Сталин является персонификацией победы в Великой Отечественной войне, а Путин - в идущейся. Русские люди будут верить, что под знаменем Путина они победят.
Образы Бога, Государя (и ещё отца) как бы сливаются в душе русского человека. На Бога очень часто переносят свойства Государя (считая Его, например, господином мира и вседержителем), а на Государя - свойства Бога. Отсюда - не всегда осознаваемое мнение, что Государь - обязательно истинный рыцарь, живущий лишь Высшими интересами, беззаветно любящий свой народ и отличающийся невероятной самоотверженностью. Конечно, это неверно - любой Государь, кроме борьбы за власть, хочет войти в историю как великий преобразователь, поднявший страну на новый уровень развития. То есть, он достаточно корыстен.
Если приглядеться, внимательно изучить комментарии, то можно заметить, что отношение патриотов к Путину весьма религиозно. Даже плакаты пишут - "Верим Путину". Отношение к Путину основывается на вере. Он является объектом поклонения. Не утверждаю, плохо это или хорошо - это данность, наше исконное свойство. К Путину относятся к точности как к Царю.
Между тем, Царя нельзя смешивать с Президентом. Русский Царь персонифицировал христианские ценности. Он сам был в некотором роде свят. Венчание на царство было мистическим браком Царя с русскою землёю. Это было исполнение воли Божией.
И смена царя подчинялась закону о престолонаследии, мнения народа никто никогда не спрашивал. Царь был сакральной фигурой, и потому имел фантастическую по нынешним представлениям харизму. В Царя можно верить, поскольку он вторичен от веры в христианского Бога.
Избрание же Президента - рутинная процедура (ну, по идее). Президента выбирает народ из числа имеющихся кандидатур. Как народ захочет, так и изберёт (опять же, по идее:) Это чисто демократическая процедура, и сам факт возможности выбора из нескольких кандидатур означает свободу такого выбора. Это полностью снимает с Президента любой налёт сакральности. И персонифицирует Президент ту и только ту идеологию, которая отстаивает свободные выборы. То есть либерализм))
Тем самым получается, что Президент - просто функционер, выполняющий свои обязанности. Как и любой другой человек. Как выполнят свои обязанности кошка, охотящаяся на мышей, или холодильник, замораживая еду. Ничего сакрального в его персоне нет и быть не может. Если мыслить строго логически, то верить в Путина - такой же абсурд, как верить в кошку или холодильник. Каждый выполняет свою работу, во что там верить?
Президент персонифицирует собою либеральные ценности. Он ведь и называется "президентом", то есть представителем. Настоящая власть (по идее:) при президентской форме правления у Парламента да Премьер-министра.
Это наша вера в Президента наделяет его большей харизмой, нежели просто представителя страны. Это мы считаем, что Путин является отражение идеалов справедливости и всего остального. Русский человек религиозен. И та харизма, которой мы его наделили - не заслуга Путина. Это наша, народная заслуга, следствие нашего менталитета. В Советском Союзе были люди, которые верили, что партия ведёт туда, куда надо. Некоторые даже были готовы за нею идти. Оцените, насколько велик в России разрыв между духовной реальностью и физической!
Формально, Путин как Президент отражает только идеалы либеральной демократии. И те, кто верит Путину, по идее, верят в либерализм))
Итак, путинисты есть либералы.
no subject
Date: 2016-06-07 09:49 pm (UTC)Я про последние три предложения...
no subject
Date: 2016-06-07 10:03 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 11:52 am (UTC)no subject
Date: 2016-06-07 10:41 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-07 10:48 pm (UTC)Его типические черты.
Конечно, отдельные реальные русские люди могут отличаться от типажа. Но описывается картина в целом.
no subject
Date: 2016-06-08 04:42 am (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 06:36 am (UTC)Но ведь была до царей и другая Русь - вольная.
no subject
Date: 2016-06-08 09:55 am (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 03:44 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 04:32 pm (UTC)Поинтересуйтесь, в каких границах была тогда Русь.
Да, и Милова почитайте. Я выкладывал для скачивания.
no subject
Date: 2016-06-08 06:38 pm (UTC)ВКЛ и Новгородская Земля- это всё та же Русь, населенная русскими, с русской же знатью (см. фамилии боярских и удельно-княжеских родов). Там царей не было. И крепостного права с покупкой и продажей крестьян как скота тоже не было. Так что трещит ваша масковская матрица.
no subject
Date: 2016-06-08 07:02 pm (UTC)Хоть немного просветитесь.
no subject
Date: 2016-06-08 11:18 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 06:59 am (UTC)Совсем не формально. При Путине идет строительство либеральной демократии, в изначальном ее понимании. Да и вообще либерал у нас именно Путин, а не Касьянов-Немцов-Навальный. Эти то как раз тоталитаристы.
no subject
Date: 2016-06-08 09:54 am (UTC)И Путин точно её не строит. Он знает, что она невозможна - если, конечно, не круглый дурак.
Тогда он начал бы с создания ячеек гражданского общества на местах, вообще поддержки местного самоуправления. На деле бы реализовал конституционные права - на те же собрания. Ну, и так далее.
Путин держит власть, только и всего.
no subject
Date: 2016-06-08 01:26 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 01:35 pm (UTC)Да и по плодам можно много о чём судить. Общий вектор развития ведь не скроешь. Некие крупные события говорят сами за себя.
Смотрите: акции типа батискафа и полёта с журавлями вдруг исчезли))
Вот у нас начали всё более зажимать свободы. Понемногу идёт клерикализация. Сегодня закон о любви к Родине приняли (http://www.spb.kp.ru/daily/26540.4/3556550/)
Какая тут, к чёрту, либеральная демократия?
no subject
Date: 2016-06-08 01:48 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 02:06 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 02:43 pm (UTC)no subject
Date: 2016-06-08 04:33 pm (UTC)