Мир, который может стать враждебным
Oct. 2nd, 2019 02:13 pm
Лев Толстой ошибается.
Грубо ошибается.
Можно сказать, всю читающую Россию в заблуждение ввёл.
Вот здесь, в романе "Война и Мip":
"Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо,
которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. "Она мне льстит", подумала княжна, отвернулась и продолжала читать.
Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза
княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как
скоро она смотрелась в зеркало."
"Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом.
Ростову тотчас же представилось что-то романическое в этой встрече.
"Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда! — думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. — И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!- думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после
похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его,
вопросительно-испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица."
"Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в
матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слез, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его".
Толстой неявно утверждает, что "лучистый взор" княжны Марьи есть свидетельство её сугубой духовности.
А кроткое, ангельское поведение есть проявление (врождённой или приобретённой) душевной доброты и прочих положительных качеств.( ... )