Oct. 3rd, 2019
<...>Перейдем теперь к анализу содержания ядра языкового сознания современных русских, которое в своем центре имеет ЧЕЛОВЕКА. И для современного русского — это человек родовой. Он хороший[1] (22), добрый (20), разумный (17), умный (15), мудрый (2). Он гордый (6), красивый (5), смелый (3), надежный (2), сердечный (1), хотя может быть плохим (6), странным (2), трудным (2) и упрямым (2). Это человек дела (8), слова (5), долга (2), труда (2), чести (1), хотя последние три понятия в русском языковом сознании слабо связаны с понятием человека. Актуальной в сознании является связь таких понятий, как человек — зверь (13), животное (12), обезьяна (10), с одной стороны, и человек — друг (10), брат (2), товарищ (1), хотя последний ряд и менее актуален. Достаточно редко человек воспринимается русскими как гражданин (4) и личность (4). И, наконец, человек — это мужчина (4) и очень редко женщина (1). Присущая русскому менталитету своеобразная планетарность мышления выражается в том, что человек соотносится с такими понятиями, как земля (8), космос (2), вселенная (2). И лишь однажды человек соотносится с Богом (1). Человеком можно быть (15), стать (7), остаться (2) и родиться (2), и человеку надо дать (6), жить (3), помочь (3) и сказать (2).
По данным Обратного словаря [РАС-2] мы видим, что чаще всего вызывают в качестве реакции слово человек стимулы, описывающие качества (прилагательные): серьезный (204), нужный (201), ничтожный (178), деятельный (174), немногословный (163) и еще около 160 различных качеств приписывается человеку. По данным Обратного словаря [РАС-2] с человеком прежде всего ассоциируется лицо (12), имя (7), спина (6), рука (5), фамилия (5), голова (4), сердце (4).
Прилагательные составляют 36,8% от всех реакций на слово-стимул человек, из числа же разных реакций на этот стимул прилагательные составляют уже 44%.
Второе по важности для образа мира современных русских понятие — это ДОМ[2]( ... )
На Западе широко распространено представление о свободе нравов и чуть ли не о сексуальной распущенности японцев. Это идёт ещё от тех европейцев, которые впервые обратили внимание на специфику этнопсихологии японцев, и неверно выбрали источник информации по этому вопросу.
Представления европейцев о сексуальном поведении японцев часто складывались из знакомства с увеселительными кварталами в крупных городах и из эротических произведений некоторых классиков японской литературы XVII в (напр. Ихара Сайкаку), которые искали сюжеты для своих новелл в жизни всё тех же увеселительных кварталов.
Дань тезису о вольности сексуального поведения в Японии была отдана и в российском японоведении (например «Ветка сакуры» Всеволода Овчинникова).
В действительности же сексуальное поведение японцев является диаметрально противоположным.
Так, немецкий исследователь Мартин Люттерйоганн в своей книге "Эти поразительные японцы" [1] (которая является очень ценным, серьёзным и взвешенным трудом по этнопсихологии) даёт диаметрально противоположную и соответствующую действительности оценку сексуального поведения японцев. Он обращает внимание на сексуальный ригоризм* молодежи: «Обычно только к 20 годам дело доходит до того, чтобы в первый раз взяться за руки, о сексе даже речи быть не может. Как известно, в Японии не принято на людях обмениваться нежностями. Поцелуи, объятия и тому подобное — интимная сфера. Первый поцелуй часто случается только после помолвки, он имеет более глубокое значение, чем на Западе» (1, с.146 —147). Принципиально важное значение для понимания такой черты японского менталитета имеет и вывод автора о влиянии американской послевоенной оккупационной политики на общественную мораль в Японии: «Во многом благодаря пуританству американцев общественная мораль в Японии стала ещё более строгой» (1, с. 147).
1. Люттерйоганн Мартин. Эти поразительные японцы. М.: Изд-тво Астрель, 2006. 200 с.
Недооценка ценностей выживания
Oct. 3rd, 2019 07:06 pm"Мой старый товарищ вошел в команду одного из "самомедвеженцев", т.е. позорно скрывающих свою аффилиацию с властью кандидатов от "Единой России". Тот имеет реальный шанс пройти в столичный парламент - со всеми вытекающими (из московского бюджета). При этом сам приятель является крупным экспертом в одной социально значимой сфере, неплохо зарабатывает на своих компетенциях и в целом чувствует себя неплохо. Причем коллега до сих пор работал исключительно в легальном поле, принципиально избегал криминальных схем и был признан западными партнерами. Поэтому мне потребовалось какое-то объяснение такого резкого движения добропорядочного гражданина в сторону "абсолютного зла", каковым все больше предстает московская и федеральная власть....
К моему удивлению, уважаемого человека и известного в своей сфере профессионала надломили именно последние расследования А. Навального! Те самые, в которых наглядно демонстрируется все, что политическая обслуга московской мэрии "заработала непосильным трудом": пентхаусы за счет бюджета, гостиницы в Австрии и проч.
Примечательно, что - понимая всю судьбоносность принимаемого решения - товарищ созвал семейный совет, который и санкционировал его участие в "разграблении народа". Мотивировка - "раз народ такой тупой, что допускает все это, то рациональнее придерживаться линии правящей партии жуликов и воров".
Олег Кильдюшев, ФБ
Вспоминает Виталий Коротич. Важнейший текст для понимания психологии чиновничества. О том, как постепенно восходит "серая мышь". Ценность текста в том, что поэтапно выписана вся эволюция.
Ну, и сотрудничество с таким глазами русского интеллигента. "С моим заместителем мы все больше оказывались как бы в разных измерениях, убежденные в собственной правоте – но по отдельности каждый..."
Автор уверяет, что подобная эволюция происходила в масштабах всего общества.
Выбрал самое интересное.
"Я не раз наблюдал у людей определенного пошиба, в частности у номенклатурной публики, умение мгновенно находить своих в самом затолпленном помещении. И, напротив, мне приходилось подолгу работать с людьми, делавшими вроде бы одно дело, но не подпускавшими никого ближе, не ощущавшими душевного контакта ни с кем. Всякий раз что-то их останавливало, не давало сблизиться, сигнализировало: «Чужой!» В советской тревожной жизни эти качества развивались; узнавание своих и чужих было предельно важным для самосохранения. Но общество было неоднородным; случайные отношения, временная необходимость сбивали людей в нестойкие группы, и однажды номенклатурная публика могла временно оказаться в совершенно не своем окружении. Тогда они – на рефлексах, как цыпленок, сокрушающий скорлупу, – прокладывали свои пути в мир и друг к другу, пробивались «свой к своему». Не все из этих людей были лидерами, но все быстро очерчивали свои жизненные пространства, делая, казалось бы, самые обычные дела – выполняя поручения. Люди эти были нужны: всегда и несмотря ни на что.( ... )
Роковые вопросы, говорите...
Oct. 3rd, 2019 07:24 pm"Черноморский берег представляет собой (как и многие местности Кавказа) такие природные богатства, которым нет сравнения в Европе. В наших руках это все в запустении, если бы это было в руках иностранцев, то уже давно местность эта давала бы большие доходы и кишела бы туристами. Но куда там! Для этого нужны капиталы и капиталы, наше же назначение капиталов – это война.
Мы не можем просидеть и 25 лет без войны, все народные сбережения идут в жертву войнам. Мы оставляем в запустении богатейшие края, завоеванные нашими предками, а в душе все стремимся к новым и новым завоеваниям оружием и хитростью. О каком благосостоянии можно при таком состоянии вещей серьезно говорить!"
С.Ю. Витте - В.П. Мещерскому из Сочи, сентябрь 1899 г.:
Ценности выживания vs. ценности развития
Oct. 3rd, 2019 07:28 pm42 года я прожил в Украине. Родился и прожил. Потом переехал в США и уже 15 лет живу тут. И все эти 15 лет мне приходится слышать и читать: Не, ну что ты сравниваешь?! Это же у вас, а у нас тут все по другому. И не суть важно о чем идет разговор.
Где-то лет 10 назад я вдруг стал замечать, то, на что раньше внимания не обращал. ВСЕ, ну ладно, практически все, кто приезжает в Нью-Йорк в гости, говорят одну фразу практически дословно.( ... )