kot_begemott: (Default)
[personal profile] kot_begemott

«Лента.ру»: Сейчас идет разработка экономической стратегии. Что вы от нее ждете?

Кордонский: Само понятие «стратегия» предполагает видение будущего. Но его нет. Поэтому разработка стратегии бессмысленна.

Почему вы считаете, что нет видения будущего?

Это видно из ликвидации департамента стратегического планирования Минэкономики, из разночтений в правительственных документах. Общего представления, что может быть, и что должно быть, сейчас нет.

А как вы бы строили видение будущего?

Никак. Время сейчас разорвано. Есть одно настоящее. Завтра будет как вчера — все живут так. Власть воспринимала будущее как воспроизведение хорошего прошлого. Вплоть до восстановления той системы управления, которая была в Российской империи.

Но оказалось, что видений прошлого очень много. И они расходятся друг с другом. И окончательное понимание того, что нет единого прошлого, пришло после Украины. Наиболее активная и агрессивная часть общества, которая видела хорошее прошлое как восстановление СССР или восстановление империи, оказалась выброшена на помойку в конкретной политической ситуации....

По поводу системы образования — знакомые недавно рассказали, что в школу к их ребенку приходили из Минобрнауки и призывали детей после 9-го класса идти в колледж.

Это идея вполне логичная и рациональная, с моей точки зрения. Советское образование работало на воспроизводство социальной структуры, состоящей из рабочих и крестьян. Но ведь эти группы исчезли. А система образования до настоящего времени воспроизводила эту, советскую еще, социальную структуру. В итоге люди, которых готовят школы и вузы, не нужны. Это показывает количество тех, кто работает не по специальности.

Но выпускники колледжей тем более не будут нужны. По оценкам помощника президента Андрея Белоусова, при росте производительности труда к 2025 году в стране будет 3,5 миллиона «лишних» рабочих рук.

Я никак не понимаю статистики, на которой основаны рассуждения высших должностных лиц. Откуда они берут эти цифры? Прямые исследования показывают, что количество населения в небольших населенных пунктах не доучитывается. А в больших городах переучитывается. Если мы не можем посчитать население, как мы можем посчитать производительность труда?

Они создали свой мир, который описывается Росстатовскими данными. И в этом мире живут. А ведь эти данные очень часто не имеют никакого отношения к тем процессам, которые реально происходят.

Один товарищ из Ульяновска посчитал все кадастровые территории. Оказалось, что их общая площадь оказалась в 1,7 раза больше территории страны вместе с шельфом, тундрой и со всем прочим.

...эта система не предполагает развития. Того, например, о котором говорит Аузан. Экономического роста, социального договора и прочей «фигни», которую вешают на уши либеральные экономисты.

... на продовольственном рынке очень сильная диверсификация за счет собственных производителей. Которых не существует. Роспотребнадзор как-то проверял, кажется, производителей сметаны. Из 50 образцов не обнаружил более 20. То есть «леваком» гонят. Наклеечки делают. Это же не проблема.

Но все это нельзя назвать теневым или нелегальным. Это все легально. В том смысле, что обо всем этом известно на уровне муниципалитетов.

И всем этим промыслам дают развиться до определенного уровня. Когда ты переходишь какой-то уровень — скажем, 300 тысяч рублей ежемесячного дохода — к тебе приходят и говорят, что надо делиться. Есть ограничения по развитию.

Cейчас происходит институциализация цеховой организации. Муниципалитеты и руководители регионов кое-где договариваются с этими товарищами, живущими своей жизнью, чтобы те отстегивали что-то. В бюджеты. Не в прямой форме, разумеется: «Вань, замости 300 метров дороги. Вась, пробей скважину».

А сама система управления настолько полиморфна, что допускает любую такую операцию. Взять подключение к электросетям. Есть ведь разные электросети — отраслевые, транспортные. С каждыми можно договориться. По цене, по объему, по мощности, по времени потребления.

У нас огромный рынок договорных отношений, который никак не формализован. Это внешне все формализовано. Выходят указы президента, поручения премьера. А внизу ничего формализованного нет. Чиновники могут выбирать из сотен разного рода нормативных актов именно те, которые им сейчас нужны. Те, что наиболее выгодны в рамках системы понятий, в которой этот чиновник живет. Государство всплывает над экономикой. Оно делает вид, что чем-то управляет. А реальная жизнь его не интересует.

Разве ключевая ставка ЦБ не позволяет государству управлять экономикой?

Чтобы ключевая ставка ЦБ чем-то управляла, должен быть финансовый рынок. А его у нас нет. Есть конкуренция за финансовые ресурсы. Которые не вкладываются, а осваиваются, списываются под видом государственных целевых программ.

Кудрин же в свое время национализировал деньги, превратив их в финансовый ресурс. И тогда люди приспособились жить финансовыми ресурсами. Но управлять ими с помощью кредитного процента невозможно, только через норму отката. А ей занимаются силовые структуры. Вовсе не Центробанк.

Что вы ждете от выборов?

Для нормальных выборов нужна политическая система. И политические партии, которые представляют разные имущественные группы. По уровню потребления. Ничего этого у нас нет. У нас есть некоторая имитация. А выборы превратились в выборы сверху. Как при советской власти, когда инструкторы КПСС формировали Советы народных депутатов. Каждой твари по паре. Чтобы статистически обеспечивалось представительство всех слоев населения. Тут тебе и актер, и тракторист и т. п. Но даже такие выборы — способ «тонизировать» власть. Что уже неплохо.

Источник: https://lenta.ru/articles/2016/06/17/kordonsky/

March 2022

S M T W T F S
   1 2 34 5
678 910 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 9th, 2025 12:28 am
Powered by Dreamwidth Studios