kot_begemott: (Default)
[personal profile] kot_begemott


(Взято отсюда, из статьи "О герое и героическом...")

...Сама война в Чечне не воспринимается народом (утратившим как идеологию, так и подлинное, глубокое ощущение единства) как общенациональное бедствие. Эту войну ведут какие-то отдельные группы за свои индивидуальные интересы – владельцы нефтяных компаний, заинтересованные в месторождениях, политики, занятые геополитическими интересами, боевики, которым платит арабский мир. И, наконец, русские солдаты, не сумевшие откупиться от призыва.

Эти последние – вообще неудачники, и по логике социал-дарвинизма они должны умереть. Ведь выживает сильнейший. Идеология "успеха" не предполагает сочувствия и жалости к неудачнику. Поскольку призывник не сумел накопить денег на взятку военкому, или симулировать психболезнь, или переспать с докторшей в военном госпитале, где проходило дополнительное освидетельствование, или даже «сесть» за уклонение от призыва, то это его проблемы. Короче, туда ему и дорога. Я же сейчас не в Чечне, значит, я выиграл. Лучшим является тот, кому сейчас хорошо. Видимо, это и есть подлинный "герой нашего времени".

Как эта война касается меня, сидящего в тёплом офисе за компьютером, составляющего договора, и отдающего указы подчинённым? Как она задевает мои личные интересы, если я, к примеру, торгую мебелью? Кавказская нефть не входит в сферу моих интересов. Я занимаюсь своим делом, а те, на Кавказе – своим. Каждому своё. Бизнес есть бизнес.
В принципе, любой подвиг, в том числе и на войне, в атмосфере индивидуалистической идеологии воспринимается как частное дело. Но герой должен быть по определению образцом для подражания многих. И герой обязательно "чувствует" эту поддержку.

Таким образом, ответ на вопрос Александра Кабакова »Отчего звереют семнадцатилетние пацаны, отчего, едва перестав быть жертвами-первогодками, они становятся палачами-дедами?» достаточно прост: все эти солдаты ощущают себя неудачниками, ничтожествами, находящимся на самом дне общества. Им уже некуда дальше опускаться. Армейская служба начинает восприниматься обществом не как специфическая мужская доблесть, но как позорное пятно на биографии. И если в моё время шутили, что "армия - это суровая школа жизни, но лучше пройти её заочно", то теперь акцент немного сдвинулся: "армия - суровая школа жизни, которую умные люди проходят заочно". Что однозначно подразумевает: все, кто попал в армию, это дураки.

Ситуацию усугубляют ничтожное жалование наших офицеров и недавнее лишение их привычных льгот. В связи с этим в ближайшие несколько месяцев армию собираются покинуть почти сто тысяч офицеров, то есть примерно треть офицерского кадрового корпуса. Оставшиеся, натурально, будут также считать себя неудачниками, раз не сумели устроиться на гражданке, отчего это своё отношение неизбежно перенесут на солдат.

Соответственно, и попавшие в армию рядовые тоже оказываются не доблестными защитниками Отечества, но жалким сбродом. Срочная служба теряет самомалейший позитив, обрастая сплошным негативом. Армия начинает психологически восприниматься, по сути дела, как тюрьма. В таких условиях самые ничтожные обретают власть и обязательно начинают издеваться над остальными. Психологи, изучающие пенитенциарную систему, давно это отметили… Ну, и даёт о себе знать царящий за оградою гарнизонов безжалостный социал-дарвинизм, ко всему прочему не предполагающий не только жалости к слабому, но и "чувство локтя".

Так что зверства над молодыми солдатами со временем будут только усиливаться, отчего в армию будет идти всё меньшее число людей. Эти последние будут ещё более ощущать себя неудачниками, отчего "неуставные отношения" будут эволюционировать в сторону всё более и более "неуставных". Это вызовет ещё больший страх перед срочной службой у новых юношей призывного возраста. Армия, таким образом, впадает в замкнутый круг, из которого нет выхода в нынешних идеологических условиях.

Интересно, как они будут воевать, осознавая, что всё общество считает их неудачниками, а их героев - дураками... Откуда возьмётся у них воля к победе... Ведь если рассуждать в понятиях современной логики, то выживает более сильный, богатый и совершенный. По этим (внешним) параметрам Запад нас превосходит. Он победил в "холодной войне", которая, по сути дела, была войною идеологической.
Это означает, что в случае, например, вооружённого столкновения с Западом, самое "разумное", что могут сделать солдаты россскийской либеральной армии - это сдаться более совершенному противнику (ведь он уже выиграл идеологическую войну). Занятно, что такие голоса время от времени у нас раздаются - мол, "давайте объявим американцам войну, да и сдадимся в плен". А что? "Свобода - это осознанная необходимость"...

Воюют не армии - воюют идеологии.

Date: 2006-02-12 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] eliot-cougar.livejournal.com
Интересно другое: Почему "власть имущие", зная эту ситуацию, а также, возможно, и её причины, ничего не делают для её улучшения?.. Или здесь тоже "индивидуализм"?..

А ещё может быть так: Мы тут будем пока делать "новую армию" на контрактной основе, но пока мы её не сделали пусть уж наша старая система как-нибудь просуществует. Она нам в принципе уже не нужна, поэтому и финансирование можно сильно урезать, да и вообще можно не обращать внимания на их проблемы. Конечно, ведь у нас ТАКОЙ проект по реформированию...

Date: 2006-02-12 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] skurlatov.livejournal.com
Объяснение развала отечественных вооруженных сил и военно-промышленного комплекса - банальное предательство на самом верху. Просто редко у кого хватает силы духа видеть эту правду. Но она такова.

Date: 2006-02-12 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemott.livejournal.com
Всё правильно.
Но о предательстве-то и без меня есть кому подумать, поэтому занимаюсь сугубо идеологическим аспектом проблемы...

Date: 2006-02-12 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemott.livejournal.com
В восточных станах, к коим (по духу) относится и Россия, есть такая заморочка, как психологическая сакрализация правителя. Несколько раз находил такое воспоминание об участвующих во встрече с Ельциным: перед встречей они кипели праведным гражданским гневом, собираясь "выложить ему всю правду-матку", а оказавшись с ним рядом, тут же начинали млеть, благоговеть и нести всякую чушь.

Представление о "хорошем правителе" - это очень мощная доминанта в нашей русской душе. "Ну как же? Ведь он Правитель, он не может быть плохим" - до сих пор думает очень большое число людей. Или верит, что со временем "хороший правитель" может появиться, и "тогда всё наладится". А иные (незнакомые с теорией элит), верят, что нужно сейчас объединиться, и привести к власти "хорошего правителя": мол, тогда всё изменится, всё в наших руках, так как "всё зависит от того, какой человек у власти". Всё это составные части единого мифа.

Сам я прозрел примерно к 95 году, когда записал у себя: "Какие к чёрту реформы? Какой "переходный период? Никуда мы не реформируемся, и никуда не переходим"

Date: 2006-02-12 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] skurlatov.livejournal.com
Да, такое досубъектное благоговение к главначпупсу распространено не только в России, но и в других бедных странах Азии, Африки, Латинской Америки. Если же у нас взрастится "критическая масса" экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников, то мы, русские, станем столь же здраво воспринимать своих правителей, как японцы, тайванцы, американцы, европейцы и другие.

Date: 2006-02-12 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemott.livejournal.com
Есть к Вам пара вопросов.

Уверены ли Вы, что в Японии и Тайване нету сугубого уважения к "главначпупсу"?

И второй: "японцы, тайванцы, американцы, европейцы и другие" - они шли путём "взращивания" той самой "критической массы", или всё же каким-то иным?

Отчего полагаете Вы, что путь "взращивания" приведёт к желаемой цели?

Date: 2006-02-12 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] skurlatov.livejournal.com
Нет, конечно. Там же демократия. И вождя нет, а есть сменяемые выборные высшие должностные лица, которых в случае явных проступков можно и в тюрьму посадить, как в Южной Корее. Конечно, сотрудники фирмы уважают руководителя фирмы, как во всем мире наемный работник уважает работодателя. Но демократия устанавливается не нищими, а экономически-самодостаточными, то есть хозяевами-собственниками. "Взращивание" таковых - тонкий процесс, потому что правящей группе нет интереса делиться с кем-то ресурсами и властью. На Западе и в Японии "критическая масса" экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных взросла снизу в ходе буржуазно-демократических революций. Некоторые нешкурные руководители типа Ли Куан Ю в Сингапуре или Мохамада Махатхира в Малайзии сознательно и целеустремленно занимались таким взращиванием сверху. Разные есть варианты (КНР, Чили, Бразилия, Индия), но субъектная "критическая масса" - необходимое условие прорыва. У нас же при Путине - беспросветность, потому что Путин знает правила игры и умышленно держит низовое предпринимательство в полупридушенном состоянии.

Date: 2006-02-12 08:11 pm (UTC)
From: (Anonymous)
http://www.liveinternet.ru/users/lj_kot_begemott/ Копия важего ЖЖешного днева на Ли.ру. все ваши Лирушные ПЧтецы, которые не имеют дневников на ЖЖ, могут подписаться на копию, которуя я создал на Ли.ру...
Степной волк

Date: 2006-02-12 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemott.livejournal.com
Спасибо. Я так понимаю, что постинги из этого дневника будут там дублироваться? Как это произойдёт - автоматически, что ли?
И объясните мне, пожалуйста, как там запретить все комментарии. Самому мне ума не хватило:)

March 2022

S M T W T F S
   1 2 34 5
678 910 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 1st, 2025 06:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios