
Сидел вчера в гостинице "Пущино", на лоджии, на самом последнем этаже, смотрел на огромный пустырь и редких прохожих, и внезапно, кожей, всем своим существом, ощутил: через сто лет Россия будет. Ничего с нею страшного не произойдёт. Чувство было очень ясным и определённым, как бы всё внутри говорило "да".
Это было как озарение. Россия будет лучше, чем сейчас. Беларусь и Украина войдут в её состав, мы будет одним государством. Относительно других республик ничего сказать не могу.
Большой соблазн был начать представлять, какой будет социальный строй. Но решил до конца следовать тому, что открылось. В будущем Россия не будет однозначно коммунистической. Будет что-то другое, более сложное. Скажу лишь, что порядка будет больше, а отупляющих факторов - значительно меньше. Русский человек XXII века будет умным. В том, будущем воздухе, не стоял дух потребления. Я так почувствовал. Увидел тот же самый пустырь, но через 100 лет - и по нему снова люди шли.
Мысль вторая: Россия так и не поняла социализм. Собственно, социализма у нас не было. Сначала что-то строили, на авось, отталкиваясь от "проклятого царского прошлого" политические экстремисты, потом постепенно сворачивали, не в силах удержать высокую планку. Для социализма у советских послесталинских политиков кишка была тонка.
Сталин слишком рано умер. Проживи он ещё 10 лет - и мы бы научились социализму. Сумели бы решить самые главные проблемы социализма: как компенсировать недостаток сознательности широких масс; как компенсировать возможности для произвола чиновников. Тут ведь даже не в умных словах дело, а в живом опыте. Живого опыта социализма у нас почти не было. Период с 1935 по 1955 - для истории не срок.