Nov. 23rd, 2010

kot_begemott: (Default)

Особенность (и в ряде случаев - достоинство) женского менталитета заключается в способности концентрироваться на мелочах. Женщина вырывает одно явление из общего контекста, и делает его, это явление, общим. Когда ситуация (общий контекст) кардинально меняется, для женщины становится понятно истинное место рассматриваемого явления. Иногда это удобно, иногда этот способ даёт осечку - как повезёт. Именно в этом коренится неуёмный критицизм женщин - по отношению к их детям, работе, стране, мужчине...

Для более широкого масштаба понимания женщину нужно на него навести: или самою жизнью, или это сделают подруги совокупным разумом (который в большинстве случаев равен их опыту), или любимый мужчина. Сам по себе женщина не умеет выводить одно знание из другого. Да, собственно, и не должна: чем тогда будет заниматься сильная умом половина человечества?

Мышление народа, сколь бы обидно это не выглядело, в точности соответствует женскому. Народ точно так же сосредотачивается на наличном бытии, вырывает некоторые моменты из общего контекста, и начинает выискивать недостатки. Во временем эти недостатки начинают восприниматься как решительно нестерпимые. Чаще всего так оно и бывает.

Кожинов пишет, что все наши революции произошли не от бедности и бессилия, а, напротив, от богатства и обилия русских сил. Применяя эту логику, можно заметить, что <недописано>

Неверны и даже лживы утверждения, что, мол, большинство советского народа было за сохранение СССР и прежнего типа правления. Все в той или иной мере критиковали строй, все хотели что-нибудь, да изменить. Все, от простых трудяг до высших чинов с тоскою посматривали на Запад. Довольных практически не было.

Так вот, загадка нашего - тогдашнего и нынешнего - отношения к социализму заключается в том, что мы выбрали из общего контекста некие недостатки и сосредоточились на них. Теперь-то мы резко поумнели, узнав, какова, на самом деле, альтернатива коммунизму. После происшедшего краха масштаб нашего воспрития резко расширился. Российское общество (по крайней мере, мыслящая его часть) стремительно изменило своё отношение к СССР. Без разрушения советской империи, полагаю, такого осмысления бы не произошло.

Поэтому нельзя требовать от нас, тогдашних, полного понимания того, как всё пойдёт. У нас в МГУ вообще ходили слухи, что будет восстановлена монархия, а под "общечеловеческими ценностями", о которых постоянно твердил Горбачёв, подразумевается христианство, "просто пока нельзя об этом открыто говорить". Сейчас мало кто готов признать, но в самом начале Горбачёв воспринимался почти всеми как "наш человек". Все приветствовали начало реформ.

Что ещё можно добавить? Произвол чиновничьей номенклатуры, постоянный дефицит, отсутствие доступа к информации, спецхраны, сложности с выездом за границу, давление несовершенной идеологии, даже масса ограничений в индивидуальном строительстве - всё это шло в кассу, всё давало пищу для нашей тогдашней критики. Мы вырвали всё это из общего контекста социалистических достижений, сосредоточились на этом, подобно женщине. Для нас - нынешних, поумневших - ненависть белорусской молодёжи к Лукашенко воспринимается как нечто даже трогательное: "Ну чисто дети, ей-богу". Ибо они, типично по женски, считают, что у них "всё будет по-другому". Не ценят то, что есть. Не видят целостного контекста.

Любая элита, возжелавшая придти к власти, могла с великой лёгкостью оседлать это бабское настроение, начать паразитно использовать его в своих целях. "Не любите номенклатуру? Вот, горячо выступаю против льгот для неё и всяких закрытых распределителей". И всё, народ купился как школьник: "Наш человек! В правители его!" Не будь народного недовольства и недальновидности, не было бы почвы для дешевого перестроечного популизма.

Социализм - это прежде всего понимание.

March 2022

S M T W T F S
   1 2 34 5
678 910 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 7th, 2025 06:07 am
Powered by Dreamwidth Studios