kot_begemott (
kot_begemott) wrote2012-08-06 12:12 pm
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Entry tags:
Образование и чувство долга
Недавно Д. Медведев заявил, что обучение младших школьников должно проходить без каких-либо усилий, в виде игры (кстати: лет 25 назад я и сам думал нечто подобное:) Утверждалось, что это - одна из самых главных целей, ради которых проводится реформа образования. В частности, детям до 4 класса не должны давать домашнее задание, разве только по чтению. И вообще, по мнению новых преобразователей России, от обучения дети должны получать в первую очередь удовольствие.
Вот что подумалось в связи с этим. Домашнее задание, и именно оно - формирует у человека чувство долга, ответственность и обязательность. Ребёнок знает, что завтра у него физика, алгебра и литература. Ему нужно прочесть главу из учебника, решить несколько задач и изучить литературное произведение. То есть - он должен. Друзья во дворе вышли гулять, орут перед окном: "Выходи!" Но грамотные родители приучают с первых классов - сначала делаешь домашнее задание, а потом гуляешь, сколько душе угодно. Чтение, естественно, все оставляют на вечер))
Какие ещё есть обязанности у человека, только вступающего в жизнь? Убирать за собою игрушки? Поставить на полку книги? Вынести мусорное ведро? Вытереть со стола? Подать маме грязную посуду?
Таким образом, чувство долга в немалой мере прививает именно школа, когда даёт задание на дом - причём, долга перед другими, обществом, а не только родными людьми. Ну, ещё в этом процессе участвуют родители, требующие, чтобы ребёнок его выполнял. Следовательно, в развитии личности участвуют совместно и родители, и школа. И если они действуют правильно, объединёнными общими целями и усилиями, то человеческая обязательность благополучно формируется. Единство - вообще очень важно для воспитания маленького человека. Наблюдательные родители подтвердят: дети имеют великолепную интуицию, мгновенно чувствую не только фальш, но и любой супружеский разлад. Уверяю: то же самое касается и разлада между семьёй и школой.
В результате постоянных понуждений ребёнок, возможно, не слишком полюбит школу. Кому нравится, когда заставляют? Боюсь, что и русскую литературу не жалуют именно по причине, что вынуждали её учить (впрочем, какая попадётся учительница). Кстати, почему именно русскую? Почему к европейской литературе после школы нормально относятся?
Литературу, может быть, и возненавидят, кому как повезёт, но чувство долга-то останется. А ведь что ни говори, именно оно - и есть самый главный стержень в человеке, фундамент личности. Что ещё можно подразумевать под этим выражением?
Следует добавить, что этот стержень нужно формировать именно с малолетства. Я не Бог весть какой опытный отец, но было очевидно, что приучать ребёнка к порядку следует как можно раньше, с младых ногтей. Точно не упомню, но уже года в два-три привлекал юного Лебедева к уборе игрушек, требуя, чтобы пододвигал их ближе к ящику. Мой сын даже выучил умное взрослое слово "подавай", которое произносил с гордым видом, в ответ на строгую фразу: "Так, начинаем убираться")) К восьми годам делал это автоматически, без особых усилий и каких-либо напоминаний. Нужно лишь расставить правильные приоритеты, и тогда личность ребёнка сформируется правильно. Недавно здоровенный 20-летний лось освоил Франца Кафку...
Между тем, именно маленьким детям не будут задавать домашнюю работу! Чувство долга у них не будут развивать именно тогда, когда это нужно более всего. Когда это проще всего сделать!
Обучение не должно основываться на удовольствии. Всякие развлечения, игровые формы - это уже потом. Ребёнка следует приучать получать удовольствие от труда, преодоления себя, присущей всем нам лени, обуздывании собственной "хотелки". Можно назвать удовольствие от преодоления лени "вторичным". То же, что начинается с удовольствия, ни к чему хорошему не приводит.
Мой совет родителям - ищите ребёнку школу, где всегда есть домашнее задание. Где высокий уровень дисциплины как бы разлит в воздухе, ощущается уже в фойе. Где осознанно и целенаправленно приучают к порядку. Где не чувствуется ни либеральной расхлябанности, ни игрового духа, ни убогой семейственности - как, например, в классической гимназии Шичалина (неслучайно в последней отменены дневники, а завуч признавалась, что не выносит ничего советского). Куда выше вероятность, что ребёнок вырастет человеком.
Ещё подумалось, что подобное понимание либерализма - как у Медведева и ему подобных - является нежизненным, абсолютизированным. В действительности, либерализм не предполагает полной безответственности и ничем не ограниченной свободы. Напротив, он связан с массой обязательств. Западные люди вполне сознательно исполняют законы и платят налоги, вменяя это себе в доблесть. Они вполне осознанно докладывают в полицию о замеченных нарушениях. Их заставляет исполнять это тот самый долг. Читатели, проживающие на Западе, подтвердят: там жизнь полна всевозможных ограничений, и общество относится к ним с необходимым пониманием.
Российский же либерализм стремится с малолетства воспитывать человека по принципу, "что хочу, то и ворочу". Он формирует не способную мыслить, безответственную личность, для которой самое главное в жизни - удовольствие.
Источник
(frozen comment) no subject
На эту тему есть хороший ролик. Прислать?
(frozen comment) no subject
А как решает эта система проблему скучных задач по математике?
(frozen comment) no subject
Так если вы их научитесь решать, они никогда не будут для вас скучными ))))
(frozen comment) no subject
Так это когда научусь. А пока не научился? Какая такая познавательная среда научит их решать?
(frozen comment) no subject
Да, и если вы не захотите ни под каким предлогом учить скучные задачи, вас не будут заставлять их учить. Значит, просто это не ваше. И в этом есть своя логика :-) Меня заставляли в школе 11 лет учить математику и алгебру, я ее ненавидела всей душой и поклялась своей учительнице, что никогда не буду учиться там, где будет математика :-). До сих пор держу слово ))). Какой смысл было тратить на меня нервы учительнице, портить мне самооценку и трепать нервы моим родителям? Зачем гуманитарию сложные задачи?
(frozen comment) no subject
Так в этом же вся суть. И какой человек потом вырастит? Хомо люденс? Человек играющий? Систему можно оценить после того, как она сформировала одно поколение людей 30 лет. Сдаётся мне, она только маленьким подходит...
===Да, и если вы не захотите ни под каким предлогом учить скучные задачи, вас не будут заставлять их учить. Значит, просто это не ваше. И в этом есть своя логика :-) ===
Эта система кажется мне всё более странной. А как она прививает чувство долга? И как я, ребёнок, знаю, что моё, а что нет? Как насчёт разностороннего развития? Алгебра не только учит считать и решать задачи, она учит мыслить.
Странный подход, весьма сомнительный. Человеку в 15 лет одно нравится, а в 25 - другое. То, что бло гораздо легче выучить в школе.
===Меня заставляли в школе 11 лет учить математику и алгебру, я ее ненавидела всей душой===
Смотрите. Я тоже ненавидел, класса до 7-го. Потом к нам пришла замечательная учительница, и это стал один из моих любимых предметов.
Больше всего я ненавидел обществоведение (то есть, собственно, философию:). Не переносил органически. Это точно было не моё? Тем не менее, изучал, какие-то структуры мозга она сформировала...
А уж физкультуру-то как не терпел... Теперь бегаю чуть не каждый день)))
Не уверен, что эта система формирует правильного человека, она отдаёт какой-то вседозволенностью.
(frozen comment) no subject
Дисциплина там есть, еще какая. Но там развивается внутренняя дисциплина ребенка, упор делается на это. Самодисциплина. Порядок в детском саду Монтессори намного лучше, чем в обычном саду. В школе: понимаете, вы ведь туда тоже приходите каждый день в один и тот же класс. В классе представлены в самом широчайшем ассортименте все материалы, необходимые для того, чтобы изучить математику, язык, биологию, литературу, географию. И это начальная школа только еще. Также существуют уроки, где учитель объясняет тему. Но есть и время, и его много, когда ты работаешь сам с материалами. С теми, которые тебе интересны. Не будешь же ты сидеть сложа руки, когда вокруг столько интересного. Поэтому ты в своем темпе, в своих интересах изучаешь то, что необходимо выучить для 2,3, 4 класса. И так далее. Вы возьмите нынешние учебники, Вы думаете, там много чего интересного и нового? Там очень однообразно в течение года повторяется несколько тем, на следующий год они еще раз повторяются, добавляется что-то новое. Но так как учебная программа рассчитана на усредненного человека, то выбирается просто метод задалбливания. И это задалбливает всех, и учителей, и учеников. Вообще, в любой системе прежде всего важна личность учителя.
Но при этом в нашей системе если не повезло с учителем, нет шансов полюбить и понять предмет. А там все-таки за счет своего самостоятельного выбора такой шанс увеличивается. И еще не забывайте такой момент, когда дети учатся друг у друга. Когда у одного получаются задачки, другой рядом посидит посмотрит и вполне возможно тоже поймет.
Садики-монтессори по своей сути однозначно лучше обычных. Там набор материалов такой, что ребенок может развиться до уровня третьеклассника. И посмотрите, чем сейчас наполняют садики. Не знаю как в России, а тут либо дешевые наборы из икеи, и десяток настольных игр. Все. И хорошо, если воспитатель попадется творческий и неленивый. А программы наши в садике, у меня есть несколько книг по плановой деятельности в садах. Плеваться хочется.
Никакой вседозволенности там в помине нет. Вы неправильно понимаете. Почитайте труды Марии Монтессори. Она была ученой, разработала удивительную систему, четкую, логическую. Возможно, я не совсем удачно передаю суть.
(frozen comment) no subject
Дисциплина в свободе – вот очень важный принцип, который трудно понять стороннику традиционных школьных методов. Как достичь дисциплины в аудитории, свободных детей?
Часто путают понятия свободы и вседозволенности. Если понятие вседозволенности всем очень хорошо знакомо, то что же такое свобода? Свобода (по методике Монтессори) – не относится к области социальных отношений и тождественна независимости индивидуума. На каждом этапе жизни ребенок получает новую степень свободы. Свобода – это независимость от внешних условий. Но это не может быть 100% независимостью, иначе человек может войти в конфликт с обществом.
Свобода ребенка имеет границы в интересе коллектива, а форма её – в том, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребёнке все, что оскорбляет или неприятно действует на других, носит характер грубого или невежливого поступка. Но всё остальное – каждое проявление, имеющее полезную цель, - каково бы оно ни было и в какой форме ни выражалось, - должно не только быть позволено, но и стать объектом наблюдения учителя. Свобода – это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать лучшее для себя и других. В основе свободной работы лежит выбор. Мария Монтессори говорила, что в ситуации, когда нет выбора, выбор остаётся за человеком.
Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от расхожего представления о ней. Дисциплина не имеет ничего общего с давлением, страхом, поркой, наказанием. Метод Монтессори связывает дисциплину с удовлетворением, помогает ребёнку расти самостоятельным, относится с уважением к другим. Раз дисциплина основана на свободе, то и сама дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Иногда считается человек становится дисциплинированным только с той поры, как он становится молчаливым, как немой, и малоактивным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.
Монтессори называет человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет соотнести своё поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности.
(frozen comment) no subject
«Что касается наказания, мы не раз обнаруживали детей, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на наши увещания. Таких детей мы немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, мы ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка. Со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действенный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем нам удалось дисциплинировать всех детей, вначале казавшихся неукротимыми. Изолированного ребенка мы всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я сама, входя в комнату, прежде всего шла к такому ребенку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я обращала внимание на прочих, интересовалась их работой и расспрашивала их о ней, точно взрослых, только маленьких ростом. Не знаю, что совершалось в душе тех, которых мы находили необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли нежнейшую привязанность к учительнице и ко мне».
По книге Марии Монтессори «Дом ребенка»
(frozen comment) no subject